sing

Электронная почта

e-mail:Contact Page


Экипажная фабрика Карла и Ивана Брейтигамъ


Одно из крупнейших в дореволюционной России предприятий, занимавшееся изготовлением конных экипажей, а в последствии кузовов для автомобилей - это экипажная фабрика "Карл и Иван Брейтигамъ". Она занимает важное место в истории развития российского автомобилизма.

Подданный Германии, Карл Брейтигамъ открыл экипажное дело в Санкт-Петербурге в 1821 году. Позже к нему примкнул его брат Иван. В 1864 году Карл заключил договор с «Придворным Экипажным заведением». По этому договору Придворно-конюшенное подразделение передало помещение, экипажи и амуницию в обслуживание Брейтигамъ, как лучшим каретным мастерам в Российской империи. Они должны были обслуживать имеющиеся хозяйство, а также изготавливать новые экипажи, причем они имели право производить и продавать экипажи в том числе и частным лицам. В 1871 году Карл Брейтигамъ скончался, оставив дело брату Ивану. Тот продолжил изготовление высококачественных карет и в 1882 году получил право писать на своём товарном знаке "Поставщик Его Императорского двора". Предприятие находилось по адресу: Санкт-Петербург, Захарьевская ул., 8. В музеях сохранились экипажи, выполненные Иваном Брейтигамъ для царского двора.

Перед Вами несколько важных артефактов российского транспорта - это пробки колёсных ступиц, первая более ранняя, с чеканной надписью: "К.Брейтигамъ - Санкт-Петербургъ". Она имеет меньший размер и принадлежала скорее всего лёгкому, возможно открытому экипажу для летних поездок.

Вторая пробка несёт на себе надпись "К. и Ив. Брейтигамъ - Санкт-Петербургъ" и относится к совместному периоду деятельности Карла и Ивана Брейтигамъ, пока Карл был ещё жив и плодотворно работал. Эта пробка более массивная и могла принадлежать большому заднему колесу тяжёлой кареты. 

Подобные ступичные пробки дошли до эпохи автомобилей. Ходовая часть автомобилей полностью изготавливалась производителями шасси, поэтому их ступичные пробки несут на себе эмблемы известных до сих пор или же забытых автомобильных фирм, однако, за исключением надписи, они полностью идентичны экипажным.

Третий артефакт - жетон с надписью "К. и Ив. Брейтигамъ", предположительно заводской, использовавшийся в системе производства (инструментальная марка, склад деталей).

 

Иван Брейтигамъ изготовил первый автомобиль в 1906 году на шасси "Даймлер", но сохранил производство конных экипажей. Чуть позже началось изготовление кузовов для шасси Российского производства «Г.А. Лесснер», за что на Первой международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге фирма удостоилась высшей награды – Большой золотой императорской медали.

В 1913 году экипажная фабрика "Иван Брейтигамъ" была крупнейшей как по количеству выпущенных ею экипажей и автомобильных кузовов, так и по количеству занятых на производстве людей – в её штате трудилось около 400 человек. Во время Первой мировой войны Фабрика выпускала грузовые и санитарные автомобили.

В1918 году фабрика прекратила своё существование. Постановлением ВСНХ от 17 февраля 1919 г. мощности фабрики были переданы и подчинены Главному управлению Госавтозаводов.

В статье использованы материалы И. И. Бредихиной, научного сотрудника и хранителя коллекции «Кареты. Cбруя» в Царском Селе.



Поделиться ссылкой


Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика