sing

Электронная почта

e-mail:Contact Page


Экипажно-Автомобильная фабрика К. Крюммель


Фабрика экипажей и автомобильных кузовов (как тогда говорили на итальянский манер – «кароссери») Крюммеля была основана в 1907 году в Ковенском переулке, дом 5 в Санкт-Петербурге германским подданым Карлом-Людвигом Крюммелем. Помогали ему сыновья Адольф и Карл. Фото Карла-Людвига Крюммеля из архива Роберта Рейнке, предоставил Станислав Кирилец.

 

 

 

Карл-Людвиг Крюммель

С автомобильной компанией Hotchkiss (Гочкис) Крюммель заключил выгодный контракт, став официальным представителем этой фирмы в России. Он закупал  шасси и ставил на них кузова собственного производства. Это позволило ему продавать автомобили Hotchkiss в большом количестве с минимальной наценкой. Соответственно, его кузова были сконструированы с учётом особенностей шасси Hotchkiss. Во время Первой Мировой войны на фабрике Крюммель делали фургоны к автомобилям Гочкис, потом Балтийский завод ставил туда рентгеновские аппараты конструкции Федорицкого.

Рентгеновский аппарат на автомобиле с шасси Гочкисс и фургоном К. Крюммель

Производство Крюммеля быстро развивалось, в 1909-1910 годах на Ковенском переулке, дом 5, по его заказу было построено одно из первых железо-бетонных заний в Санкт-Петербурге по проекту архитекторов Якова Блувштейна и Мефодия Польницкого. Это было здание фабрики, а также гараж и торговая площадка. Гараж был расчитан на 60 машино-мест, куда принимали автомобили частных владельцев на стоянку и на техническое обслуживание.

Здание гаража и фабрики Крюммель, СПб, Ковенский пер., 5

Здание отличали железобетонные несущие конструкции: рамы и каркас, и абсолютно плоская крыша. Это было уже здание привычной нам "современной" архитектуры. 

Автомобили в гараже Крюммеля на Ковенском пер., 5

В наше время здание гаража и фабрики охранялось государством как "вновь выявленный объект культурного наследия", однако в 2008-м году по непонятным приинам с 4-х этажного здания сняли этот статус и снесли. Фото сноса и построенного на его месте административно-жилового комплекса приведены ниже в галлерее.

Через 3 года после постройки первого гаража, в 1913-14 годах, на Петроградской стороне, на Малой Монетной улице, 3 был выстроен четырёхэтажный гараж цилиндрической формы по проекту архитектора Александра Болотникова. Гараж был выстроен кольцом вокруг устроенной в центре лифтовой шахты и был расчитан уже на 130 машино-мест.  Диаметр здания - 38 метров. Это здание пережило революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войны и сохранилось до сегодняшнего дня, оно было признано историческим наследием и взято под охрану государства. В 2013-15 годах оно было переоборудовано под Деловой центр "КрюммельХаус".

Второй гараж К. Крюммель на Малой Монетной улице 

Артефакт из истории транспорта в дореволюционной России - это пробка, закрывающая ступицу колеса, произведённая на фабрике К. Крюммель, о чём говорит надпись на ней. 

Ступичный колпак (пробка) Крюммель

Представляемая Вам пробка ступицы с эмблемой экипажной фабрики Крюммель предназначалась для защиты подшипника, на котором вращалось колесо автомобиля или экипажа, впрочем, к тому времени подшипники качения широко использовались и в конных экипажах. Эти пробки изготавливались из латуни и могли долгое время сопротивляться износу и получаемым на дорогах ударам. По большей части ступичные пробки были никелированы. Для производства подобных деталей с точной винтовой резьбой Крюммель установил на своей фабрике лучшее по тем временам оборудование, включая станки для нарезки резьбы. Точно пригнанная по месту пробка ступицы не давала произойти утечкам масла из ступичного подшипника, что было немаловажно для скоростных автомобилей.

Интересно, что в 1915-1916 годах проводилась массовая конфискация в пользу казны собственности у подданных Германии и Австрии. И тогда, чтобы не потерять дело, Карл-Людвиг Крюммель "дарит" его своему зятю, поляку Юзефу Конраду (славяне не попадали под конфискацию активов). Это нашло отражение в рекламах той эпохи. Позже семья Крюммель уехала в эммиграцию в Финляндию.

Реклама Ю. Конрад, бывший К. Крюммель

Особая благодарность Станиславу Кирильцу за предоставленные архивные фотографии и информацию.



Поделиться ссылкой


Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика