Электронная почта

e-mail:Contact Page


Пополнение №5 на 4 марта 2017 г.


Итак, продолжим описание начатого на прошлой неделе обновления коллекции номерами Белорусской ССР. Только один военный номерной знак не вошел на фотографии прошлых приходов. Все остальное поступило из Беларуси, за что спасибо всем, кто откликнулся и предложил номера.
На фото больше всего (4 шт.) прицепных знаков обр. 1977 г. Серии МБ, МИ, МЛ и ЖО распределены между Минском и областью. Областных прицепов (3 серии из 4) не было до этого. Также из Минской обл. задний номер 1958 года МБ_. Был уже номер оттуда, но хуже по состоянию, а вот брестского белого мото БН и тракторного прицепа предположительно из Гомельской обл. (БХ) в коллекции не было. Эти новые типы позволили слегка улучшить положение дел с семью административно-территориальными образованиями, существовавшими в Белорусской ССР на момент распада СССР. Сейчас по Минску ищется 5 типов номеров, по области - 7, по Брестской - 9, по Гомельской - 11 типов номеров. Еще 11 нужно найти для Гродненской и Могилевской обл. Средние, прямо скажем, результаты. А с учетом изменившейся методики подсчета - прибавлением упраздненных областей, выдача номеров в которых производилась по обр. 1946 и 1958 г. получается, что область закрыта лишь на 43% - нужно найти еще 76 из 134 типов номеров. Результат вообще ниже плинтуса.Причем, нету весьма простых и невостребованных номеров. К примеру, ни одного номера сельхозтехники обр. 1965 г. (единственный имеющийся тракторный, подаренный пару лет назад соратником по ГАЗ-21, представлен общереспубликанской серией ДЩ). Из более редких номеров - мопедный представлен лишь столичной серией "МИА", а черные с надписью "прицеп", помимо того номера, о котором скажу ниже - единственным "БО" из Брестской обл.

Но есть в этой бочке дегтя и ложка меда: Молодечненская обл. (знаки "МЛ" и "БТ"). Единственная, дожившая до 1960 г., и в ней закрепились свои серии номерных знаков не только по обр. 1946, как в Пинской, Барановичской и др. упраздненных областях, но и 1958 г. В Молодечненской обл. помимо знаков 1946 г. были выданы два типа черных автомобильных номеров и прицепной знак. Эти черные номера имели основу "МЛ". И если посмотреть на фото, то прицепной знак там именно из этой области. Подоспел, причем совершенно независимо, и мотономер этой области "БТ". Сохран оставляет желать лучшего, но теперь из пяти типов по программе-минимум есть два.
Помню, как впервые я узнал о существовании номеров этой странной основы "мл". Мой ровесник к 20-летнему возрасту стал увлекаться автомобильным туризмом. Сначала он передвигался по окрестностям на дедушкином Фордике 1960 года, купленном новым в Германии и всю жизнь сохранившим свои черные номера серии "МОД". А потом Слава купил "Жигули", и понеслась! На своих "Жигулях" 6 модели он отмотал более 500.000 км, на других - чуть менее 500.000 км. Но это будет позже, а пока мы как-то увиделись на улице и он стал рассказывать о своей очередной поездке. Рассказчик он отличный - все его приключения описывались в красках и очень увлекательно. Нашлось время поговорить и про номера. Интернета тогда не было, поэтому увидев странные буквенные серии Слава зачастую отклонялся от маршрута и ждал, пока автомобиль с интересным номером не остановится. И после этого начинал распросы владельца, откуда у него такой знак.
В Подмосковье тогда начали выдавать номера МЛ, и я был очень удивлен, услышав от Славы, что черные "МЛ" он тоже видел однажды, причем удалось узнать, что выданы они были в Молодечненской обл. Не скажу, что я плохо знаю географию. Про Молодечно в советское время я знал в связи с соревнованиями лыжников, которые иногда там проходили. Но что это был областной центр, и что там выдавали свои номера - кто бы мог подумать! А Слава даже видел такие знаки!
На самом деле эти номера не являются чем-то сверх-редким. Все знаки упраздненных областей продолжали выдавать в регистрационных отделениях до полного исчерпания. Никто их не уничтожал и насильно не обменивал, как почему-то принято считать. Поэтому найти эти номера вполне реально и никакой особой редкостью по сравнению со своими аналогами существующих регионов они не обладают. Другое дело, что черные номера Молодечненской обл. для автомобилей успели выпустить всего двух серий, а значит их просто было выдано меньше. Но я уверен - у кого-то на гвоздике в гараже висят и желтые номера упраздненных ранее областей Белорусской ССР, и найдутся со временем Молодечненские знаки. Хотелось бы побыстрее завершить этот процесс, поэтому буду благодарен за любую помощь по номерам Белорусской ССР. Слишком много в ней белых пятен, и эта ситуация совсем не соответствует числу сохранившихся номеров. Есть что предложить? Пишите!
На этой неделе на сайте журнала "За рулем" вышла краткая статья об истории советских знаков, "приправленная" информацией и фотографиями из моей коллекции. Разумеется, все сделано с моего разрешения, и я участвовал в ее создании. Однако, размещаемая в теме информация более детальная и в сотни раз более содержательная. Будем пытаться раскрывать белые пятна в истории советских знаков и дальше, по мере получения интересных образцов. Один из таких знаков, правда не относящийся к номерам СССР напрямую, я уже получил на этой неделе. Будет о чем рассказать в следующем обновлении.



Поделиться ссылкой


Комментарии:

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика