sing

Электронная почта

e-mail:Contact Page


Пополнение №32 на 19 декабря 2020 г.


Ловлю себя на мысли, что в ходе своих отчетов во мне иногда просыпается бухгалтер, и тогда я уделяю больше внимания количественному состоянию прибывших экспонатов. Такое обычно бывает, когда по другим направлениям сказать нечего. Лучше, когда во мне просыпается рассказчик, и читатель может прочесть какую-то историю, стоящую за тем или иным новым номером коллекции или всем приходом. Еще лучше, когда я получаю образцы, становящиеся развитием начатых ранее исследований, раскрывающие какую-то область истории номеров. И тогда я превращаюсь в исследователя. Очень хорошо, когда приходы идут именно в этом направлении. Это означает, что в коллекцию пришел какой-то интересный номер, как было, например, в прошлый раз с номером серии ВСМ. Сегодня у нас такая же ситуация.

Впервые такие номера я увидел в 2014 году на фото в книге "Визитная карточка автомобиля", изданной при содействии Рижского мотор-музея коллективом из четырех авторов, с двумя из которых, Б. Корчаком и А. Поповым, я неоднократно общался в переписке или даже лично. На одной из фотографий был показан трактор с латвийским номерным знаком "переходного" типажа - с усеченными углами снизу, как у обычного советского тракторного номера, но буквами серии на латинице. Он был перечеркнут красной полосой, проходящей слева направо снизу вверх. Тогда я подумал, что перед нами какой-то местный артефакт, и особо не лез в эту историю. Но через несколько лет за три - четыре месяца попались аналогичные советские номера на фото, сделанных в Приморском крае и в Новгородской обл. Знаки тракторов и тракторных прицепов были с красной полосой схожей ширины, нанесенной аналогично. Это наводило на мысль, что полоса нанесена не просто так. Но натурных образцов у меня не было, пока с помощью одного молодого коллеги в прошлом году в коллекцию не попал знак с красной полосой от тракторного прицепа. К сожалению, краска на номере была ржавенькой, навести справки у прежнего владельца номера не удалось. Начал пинать тех из коллекционеров, кто интересуется темой довольно глубоко, и живет там, где были обнаружены такие номера, в том числе и прибалтийских коллег. Кстати, в коллекцию попал и номер трактора переходного типа с такой же полосой из Латвии. И тоже никакой достоверной информации, почему на номере эта полоса, на было. Какие только версии не приходилось слышать:
- трактор, принадлежащий частнику (продажа тракторов в СССР частникам до конца 80-х была запрещена);
- трактор, находящийся в аренде (а кому какое дело, в аренде он или нет?);
- трактор, принадлежащий человеку, задержанному за управление им в нетрезвом состоянии.
Первая и третья версия были больше похожи на правду, чем вторая. Однако надо было еще и понять, когда и кем нанесена полоса. Для этого требовалось больше тематических предметов.
Случай получить теперь уже тракторный номер с полосой появился недавно и сегодня Вы такой номер видите в числе других пополнений. Когда номера пришли, я обратил внимание, что номер в родной краске, но полоса нанесена на него кистью. Когда нанесена, на новый ли номер, или на послуживший уже - достоверно установить не удалось. Но явно она нанесена не на заводе, причем очень аккуратно - символы чистенькие, разрывов нет, полоса четко граничит с выштамповками даже круглой формы. То есть полосы наносились не на производстве. Но значение и в этот раз установить не удалось. Владелец номеров купил гараж, где они, собственно, и были найдены. Снова тупик. Но хотя бы я располагаю таким подтипом в коллекции, а также смог кое-как продвинуться в исследовании.

Но и это еще не всё! Покупая номера, я обнаружил одну странность. Для её иллюстрации я на фото добавил уже имевшийся в коллекции номерной знак тракторного прицепа 7471. Он изготовлен ранним "прямым" шрифтом, имеет все атрибуты номеров раннего производства, например, грунтованную коричневым изнанку. А под ним аналогичный номер 6336. Он раньше по цифровому набору. Но шрифт его второго ("жирного"), более позднего типа, и характерные черты также подтверждают - перед нами более поздний по технологии изготовления знак. Его изнанка уже окрашена белым. Аналогичные расхождения - более ранний цифровой набор при более позднем исполнении, были обнаружены и в номерах тракторов серии АР, это на фото удалось проиллюстрировать новыми номерами. Что же такое? Была сформулирована некая гипотеза. При помощи коллеги, такого же повернутого на номерных знаках человека, была поднята фотобаза номеров спецтехники Архангельской области. Выборка хоть и не очень большая, в пределах 30 номеров разных сотен, но она показывала, что и в первом, и во втором случаях разброс номеров включал и ранние, и поздние сотни. Пропущенными на первом этапе и выпущенными другим шрифтом позднее знаки более ранних сотен не видятся. В общем, гипотеза, похоже, подтвердилась! А именно - в Архангельской обл. знаки серий АР и АД были выпущены дважды! Как тебе такое, Илон Маск?! В то время как номерной знак должен быть индивидуальным признаком транспортного средства, кто-то заказал по второму разу номера, и каждый читатель понимает, к каким последствиям это могло привести! Мы считаем полным бардаком, когда серии номеров спецтехники СССР дублируются в разных регионах страны. Но тут хоть как-то можно понять - трактора с номером серии ВЖ Вологодской и Воронежской областей вряд ли уехали бы из своих регионов, а они не имели даже общей границы. Но задвоить номера в рамках одного региона, причем не самого крупного!? Как такое могло придти кому-то в голову! Было ли такое где-то еще в СССР, пока неясно. Я никогда даже не заморачивался подобными вероятностями, но теперь тракторные номера придется осматривать и анализировать более тщательно. Конечно, идеально было бы найти одинаковые номера, или хотя бы номера одинаковых сотен. Но сделанная выборка подтверждает гипотезу с вероятностью 99,9%. Жесть, конечно!
Ну что, достойно ли это открытие Нобелевской премии? ))) Жаль, номинация "История номерных знаков" в ней пока отсутствует.

Итак, дайте включиться и бухгалтеру. Архангельская обл. расширилась в представленности пятью номерами, один из которых улучшил имевшийся образец такого же типа и серии, а четыре расширили представленность серий. Мордовская АССР в этот раз также прибавила одну серию в трактора 1965 г. Появился новый мопедный номер Литвы, а также получил в подарок странный номер Афганистана. Почему он такой маленький? Это мотоциклетный или мопедный? На машину не устанавливался, был получен от человека, осуществлявшего лет 25 - 30 назад поставку бронированных легковых автомобилей в Кабул, когда ему и подарили наши дипломаты такой номерок на память. Он долго хранил его, но теперь хранителем буду я. Еще бы понять, что именно с цифрами "111" я храню!

Поблагодарю продавцов и коллег за помощь, читателей за интерес, и конечно, жду предложений, так как полноводная река с номерами, лившаяся в ноябре, сейчас пересохла. Не знаю, когда теперь и о чем получится рассказать. А ведь скоро подводить итоги года. До юбилейной цифры в 3500 номеров не хватает всего девяти знаков, то есть фактически одного недельного прихода! И одновременно, десяти знаков не хватает до 1400 номеров РСФСР! Хочется обеспечить эти юбилейные итоги какими-то хорошими номерами.



Поделиться ссылкой


Комментарии:

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика