Электронная почта

e-mail:Contact Page


Пополнение №24 на 13 ноября 2021 г.


Да, докатились, подумает читатель. Всего один номер. Стоило ли его тащить сюда, обновлять тему, или можно было собрать поболее экспонатов, прежде чем беспокоить своими виршами почтеннейшую публику? 

Да, стоило. Однозначно. Перед нами довольно редкий тип советского номера для иностранцев. Мало того что редкий, а еще и каких-то пару лет назад бывший засекреченным. Тут целых две истории. А начиналась первая из них так.

В 60-е годы СССР имел первенство в разработке ряда научных отраслей. Авиация и космонавтика, нефтехимия, разработка конструкционных материалов и сплавов, и конечно же, новые образцы вооружений привлекали внимание разведок от ЦРУ до Моссада. Методы добычи иностранными агентами нужной информации в период 60-х - 70-х годов ХХ в хорошо проиллюстрированы в трилогии про приключения Резидента авторов Шмелёва и Востокова, по которой был затем снят цикл художественных фильмов с Георгием Жжёновым в главной роли, который мне очень нравится. Агенты вражеских разведок под видом туристов проникали в закрытые районы, брали пробы почвы и воды, что позволяло им делать выводы о проводившихся там испытаниях или разработках новых образцов техники. Тогда же в СССР был взят курс на большую открытость для мира. Было разрешено посещение страны иностранными авто-туристами, определены разрешенные для их следования дороги и запретные районы. Поначалу иностранцев в таких поездках сопровождали гиды Интуриста. Но случались ДТП, в которых граждане, в том числе и советские гиды, гибли и получали увечья. Через несколько лет такая практика сопровождения гидами была отменена. Однако теперь надо было прорабатывать вопросы иных методов надзора за туристами и прочими иностранцами. В СССР на учебу и работу приезжало всё больше иностранных граждан, а браки с ними советских подданых уже не являлись чем-то из ряда вон выходящим и не приравнивались к госизмене, как в 50-е. Для контроля за перемещением разных категорий иностранцев, их проживания в СССР устанавливались жесткие правила. Сотрудники дипмиссий и иностранных СМИ в зависимости от своего статуса при выезде из основного города своей дислокации на автотранспорте обязаны были предварительно согласовать маршрут, отклонения от которого не допускались. На простых иностранцев эти правила действовали с некоторыми нюансами. Именно для контроля за передвижением иностранцев была пересмотрена и расширена сеть постов-пикетов ГАИ на основных автодорогах. Эти будочки, сохранившиеся во многих местах и поныне, и занятые теперь, в лучшем случае, объектами дорожной инфраструктуры, а в худшем просто заколоченные и приходящие в упадок, имели круглосуточный режим работы. К ним подводилась телефонная и радиосвязь, что стоило во времена СССР приличных денег. Хотя по большей части инспектора ДН и ДПС занимались там совсем другими вещами, главной их задачей было следить за перемещением автомобилей с иностранными номерами, выполнением заданного маршрута статусных иностранцев, о котором они заблаговременно уведомлялись, и запрещать иностранцам съезды с маршрута на дороги в закрытые для них районы. Приказы и указания по работе на этой линии, всегда имевшие гриф секретности, согласовывались со "старшим братом" - КГБ СССР.

В середине 70-х годов кому-то в ГУГАИ МВД СССР пришло в светлую голову, что иностранцев в СССР становится всё больше, благосостояние их растёт, они покупают автомобили, а номеров для них в регионах не хватает. Даже и в Москве им иногда выдают обычные гражданские номера текущих серий, что входит в диссонанс с решениями партии и правительства об усилении надзора за пребыванием иностранцев в СССР.  А то, мол, развелось их тут, шастают где попало, в том числе по дорогам и районам, пребывание в которых им запрещено! Качество исполнения многочисленных приказов по надзору за перемещением иностранцев того времени можно проиллюстрировать занятным фактом. Одним из указаний МВД СССР подчиненным ставилась на вид ситуация, когда о передвижении автотуристов из Германии на автомобиле "Фольксваген-Жук", начиная от Белоруссии, не были уведомлены "параллельные службы". Только когда автомобиль внезапно вынырнул в Красноводске, съехав с парома из Баку, бдительный гаишник доложил куда следует, и тут случился скандал. Автомобиль проехал несколько тысяч километров по территории СССР до Туркмении и оставался незамеченным для соответствующих служб! За подписью министра внутренних дел СССР Н.А. Щелокова вниз спустилась директива в очередной раз коренным образом усилить надзор за перемещением иностранцев, предотвращать их въезд в закрытые районы, о передвижении транспорта докладывать куда надо. Куда не надо - не пущать, стоять грудью, брать за шиворот и выпроваживать, выяснив личности! Правда, среди иностранцев были и граждане стран-членов СЭВ. С ними было попроще, но иногда тоже в стиле "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен". Все эти указания и соответствующие подзаконные акты недавно были рассекречены, и автор ознакомился с ними, написав в итоге новую главу для книги об истории номеров СССР, так как подобные задачи ДПС ГАИ и были причиной темы, о которой мы говорим сегодня, влияя, в том числе, и на "ассортимент" номерных знаков для разных групп иностранцев. 

Так вот, очередным указанием с грифом "секретно" определялся порядок передвижения по территории СССР иностранцев, лиц без гражданства, политэмигрантов и прочих категорий не советских, и не вполне советских, а значит потенциально вражеских граждан. Другими нормативными актами для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории СССР, были в 1975 г. введены особые номерные знаки серии "М", имевшие в цифровом наборе привязку к региону выдачи. Автор никак не мог найти этот список и долго пытался составить такой перечень, основываясь на немногих известных фото, привязывая их к местности, распрашивая об этих номерах бывших руководителей регинальных ГАИ, расставляя регионы в алфавитном порядке, но ничего не получалось, костюмчик "сидел криво". А тут еще ушедший от нас в первую волну КОВИДа полковник полиции В.В. Скиба, бывший замначальника ГАИ Республики Казахстан, перебравшийся в Москву еще в 90-е или начале 2000-х, говорил автору: "Список секретный и не найдешь ты его". Не верилось - как могут быть секретными номерные знаки? Как выяснилось, он был прав. Однако "терпенье и труд все перетрут", как говорит моя мама. В 2019 году свежерассекреченный номатив был найден, точка в этом вопросе будет поставлена после "введения информации в научный оборот", как принято говорить в соответствующих кругах, что рано или поздно и произойдет с изданием книги об истории номеров СССР. Это окончание первой истории.

Перейдем ко второй. В июле 2017 г. мною были получены в подарок от другого коллекционера номерные знаки для автомобилей соответствующего типажа - целый комплект! Такие знаки были известны давно по фото. Они даже имелись в коллекциях. А раньше, году в 2015-м на ебее вдруг всплыл еще один номер с буквой "М". Да не просто номер, а очень странный - небольшой такой, длиной около 21 см. То есть оказалось, что такие номера существовали в типоразмере для мотоциклов!  Я рассчитывал, что вновь открытый тип номера попадет в мою коллекцию, была же договоренность между тремя основными интересантами номеров СССР не ставить против друг друга на ебее. Свои люди, мол - сочтёмся. И я года полтора - два честно выполнял свою часть обещания. Коллеги пополняли свои коллекции, а я ждал своего часа, благо появлявшиеся в продаже номера у меня или были, пусть и в худшем состоянии, или маячили где-то на горизонте в других местах. Так вот, когда коллега поставил свою ставку, я позвонил ему напомнить о договоренности, но в ответ услышал лишь, "подумаю, но мне он нужен самому". В общем, после этого я еще надеялся на порядочность, в торгах участия не принял, но в итоге, оставшись без номера, сделал для себя определенные выводы.
Шли годы. Номеров таких не появлялось до 2018 г., когда в коллекции другого коллеги по хобби я увидел такой тип мотонерезидента снова. Причем он не имел крепежных отверстий и сохранность его была отличной, ведь его просто вынули когда-то из ящика с собратьями, сохранившимися на складах одного из региональных ГАИ. Конечно же, я спросил о возможности обмена. Мне не отказали, но коллега собирал иностранные номера, в которых у меня не очень сильные позиции. Номер редкий, за него нужно было предложить что-то аналогичное. Это не срасталось до весны сего года, когда теперь уже моими номерами заинтересовался еще один коллекционер. В итоге, к осени созрела цепочка обменов, после чего я получил новый тип номера СССР в коллекцию! Правда теперь в моей коллекции двумя странами меньше, но это дело наживное. Спасибо коллегам за обмены и помощь, и теперь мы закончили вторую историю.
У номера этого типа был "сынок" в виде желтого мотономера структуры "1234МКА", изготовленного в типоразмере 1977 г., а после распада СССР в некоторых бывших республиках, в том числе и России, появились внуки нашего героя. Такой тип номера в РФ сохранялся до 2002 года, когда все номера для иностранных граждан на желтом фоне были удалены из ГОСТ Р 50577-93. Так закончилась и эта история. Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец! А еще больший молодец тот, кто прочел, запомнил и при виде номеров, развешанных в автосервисах, шиномонтажах, черметах и прочих злачных местах, сделал фото, связался с автором и поделился своим открытием и контактом обладателей этих сокровищ! ))) Шутки шутками, а о последствиях еще одного такого фото, присланного автору, мы скоро расскажем.



Поделиться ссылкой


Комментарии:

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика