sing

Электронная почта

e-mail:Contact Page

Следующий экспонат

Georges Richard 1903 г.в.


Находка. 

Продавалась эта машина на Авито как Форд до 1960-го года. Причем основное фото было не выразительное, шасси автомобиля "спряталось" за передком старой и видавшей виды Вольво. Беглым взглядом можно было принять именно ее за тот самый Форд. Объявление было подано примерно в полдень в пятницу. Ян высмотрел объявление около 4 вечера и позвонил мне, не придав вначале особого значения этой находке. Я сам был весь день занят и на Авито заглянул лишь поздно вечером, уже перед сном. Время было 23:30 пятницы вечера. Я увидел трубчатую раму, явно не кустарного производства, раздвоенный мотор с парными цилиндрами, нетипично вертикально стоящую рулевую колонку. А на следующее утро мы собирались выгулять Роллс-Ройс и съездить на ретро-фест в Сокольники. Позвонив Яну, сказал, что завтра садимся на машину и едем смотреть этот "Форд" прямо с утра. И тут Ян тоже почуствовал, что это чтото не совсем простое, в этой машине из объявления. В 15 минут первого ночи он начал дозваниваться владельцу, продолжил в 8 утра и дозвонился лишь в 9:15, причем услышал недовольны голос продавца, что кто-это его так усердно будит ранним дождливым субботним утром. Мы договорились о встрече и поехали, причем было известно. что звонки по этой машине уже были и что кто-то собирается приехать смотреть. Но тут кто первый встал - того и тапки! Мы очень торопились. Машина была в Заветах Ильича, что под Пушкино. Мы попали в утреннюю субботнюю пробку на Ярославке, объехали ее через Королев и таки приехали первыми!

Уже первого беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что перед нами нечто очень старое и очень мало исколхоженое. Машину продавал молодой парень, его отец был автослесарем, и когда-то каким-то образом много лет назад этот автомобиль попал к нему. Судя по состоянию металла, всю жизнь свою машинка прожила в гараже. Увидев приклепанную сверху на заднем мосту бронзовую табличку, я понял что и мост тоже совсем не новый. Мы сказали, что берем машину, очистили ее от хлама, выкатили машину на улицу и устроили фотосессию.
И тут на одном из колес Ян обнаружил латунный колпак с надписью Georges Richard и четырехлистником. При том, что такой же знак клевера я обнаружил на заднем мосту. Кто это такой и что это такое, мы не знали, но явно это была марка машины.
Кузов на ней стоит очень интересный, деревянный и очень аккуратно сделанный. С одной дверкой и с тёщиным местом сзади. Скорее всего, конца 20-х - начала 30-х годов. Вообще, машины начала века эксплуатировались долго и периодически на них меняли кузова. Но тогда мы еще не знали года выпуска машины! Рассчитавшись в продавцом и забрав машину, мы отъехали наверное метров на 500, я остановился и судорожно начал искать, кто же это такой - Жорж Ришар. Ответ нашелся быстро во французской википедии.

Немного истории.
Оказалось, это один из первенцев автомобилестроения! Родился в 1863 году, в 1893-м открыл фирму по производству велосипедов, тогда мир переживал велосипедный бум. Уже в 1897 году начал строить автомобили. В 1901-м году он берет к себе в фирму Шарля-Анри Бразье, дизайнера автомобилей, и человека, увлеченного автогонками. Они вместе начинают строить гоночные автомобили и сами участвуют в гонках. Но в 1904-м году Ришар попадает в автомобильную аварию, и пока он болеет, Бразье пытается перетащить управление на себя. Начинаются раздоры и Жорж Ришар покидает фирму. На этом история фирмы Ришар-Бразье заканчивается. Бразье переименовывает фирму просто в Бразье, продолжает выпускать автомобили, но он не смог удержать продажи и марка в дальнейшем разоряется. А вот сам Жорж Ришар в 1905-м году знакомится с бароном Генри Ротшильдом и основывает новую фирму под названием Unic, которая в последствии была преобразована и переименована и существует до сих пор под названием Ивеко. 8-го июня 1922-го года Жорж Ришар трагически погиб в автокатострофе под Руаном.
Из всего прочитанного стало ясно, что мы стали счастливыми обладателями машины до 1905 года!

Идентификация.
Итак, что мы имеем: раму, подвеску, мотор, трансмиссию, рулевое управление в комплекте, стояночный тормоз.
Чего не хватает: радиатора, колес, системы подачи топлива, масляного бачка для рециркуляционной смазки, ну и собственно, кузова.
При поисках номера Ян тер головки блока, закрашенные краской. Там были какие-то странные неровности. И вдруг явно проступили медные монеты и стала видна трещина, которая была запаяна этими монетами!
Несколько ведущих историков дореволюционного российского автомобилизма пару недель вели оживленную переписку, обсуждая нюансы, чтобы это могло быть.

Вердикт на ноябрь 2014 года: это машина 1903 года, когда еще шли трубчатые рамы, в 1904-м уже шли штампованные швеллерные. 4-х цилиндровые моторы в ту эпоху ставили в основном на спортивные автомобили. Модель двигателя, как на найденной машине известна, но вроде бы как не сохранилась больше нигде в мире. Для более точного диагноза нужно делать вскрытие головки блока и замеры цилиндров, что мы пока не делали.
Возможно, это был именно спортивный автомобиль, и возможно, он изначально был продан в России. В Питере был дилер Жоржа Ришара - фирма Победа. Если это действительно так, то у спортивных автомобилей тех лет практически не было кузовов, и этим может объяснять постройка в последствии деревянного кузова для нормальной эксплуатации. Интересно, что рядный 4-х цилиндровый двигатель с нижним расположением распредвала, толкателями клапанов и верхними клапанами, был разработан в 1903-м году, потом о нем забыли и вернулись к этой компоновке лишь в 1950-х годах!

Особо стоит упомянуть скрутки на патрубках. Сохранилось 3 оригинальных скрутки, явно фабричного производства. Такое решение существовало, когда еще не было "стяжек". Меня лично они очень впечатлили.

Торговый представитель.

Торговым представителем фирмы Жорж Ришар в России была фирма "Победа" Ф.И. Танского в Санкт-Петербурге. На моторном щите автомобиля закреплялась специальная "дилерская" табличка. Оригинальная табличка также имеется у хозяина автомобиля.

 

В дальнейшем по Торговому Дому "Победа" (Побъда) появится отдельная статья в разделе "История транспорта России".


Следующий экспонат

Поделиться ссылкой


Комментарии (4)

  1. Ян Якушкин 14 декабря 2014, 02:12 # 0
    У кого есть информация по таким авто, пишите сюда комментарии пожалуйста!
    1. Игорь Устинов 02 марта 2017, 18:22 # 0
      Авто фирмы Ришар-Бразье имелись у Вел. князя Гавриила Константиновича (1887-1955), таковой он купил в 1907 г. — новую модель, описывает, как «огромный»… Читайте об этом в его книге воспоминаний «В Мраморном дворце»…
      1. Ян Якушкин 02 марта 2017, 20:19 # 0
        Огромное спасибо! Книжку уже нашли, будем покупать.
        С уважением,
        Ян
        1. Игорь Устинов 02 марта 2017, 20:54 # 0
          Не за что. Она есть в электронном виде в сети инета. По марке этого авто там немного, хотя я прочел только 1/3 этой книги — сейчас ее читаю, почему и попал на вашу страницу, из любопытства к этому авто.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика