Электронная почта

e-mail:Contact Page

Предыдущий экспонат
« Проводникъ Рига

ГЛЗ Государственный Люберецкий Завод сельхозмашин им. Ухтомского


Однажды я решил, что хотел бы в офисе повесить фотографию какого-то известного человека, но не знал, кого...

И вдруг однажды в антикварном магазине мне попалась большая фотография в дубовой раме - Фидель Кастро управлял комбайном для уборки сахарного тростника, и было написано: Июль 1977 года, первый комбайн, изготовленный на Кубе. 

Позже попалась памятная медаль: ГЛЗ с изображенным комбайном (самоходной жаткой), начал изучать, что это и обнаружил интереснйшую и грустную историю...

Вместо былой роскоши и мощи — остатки многочисленных корпусов. Трудно поверить, что на месте заброшенных построек когда-то находилось огромное предприятие. Оно успело сменить несколько направлений деятельности, но вошло в историю под именем Люберецкого завода сельскохозяйственных машин имени Ухтомского.

Своё начало он берёт в далёком 19-ом веке, когда богатый немец по имени Карл Вейхельт купил огромный участок земли в Люберцах и наладил выпуск паровых машин. Ввиду разразившегося кризиса производство было остановлено, а само предприятие попало в руки к американцу по фамилии Пурдэ. Под его руководством в начале 20 века здесь начал функционировать завод «Нью-Йорк», он специализировался на тормозных механизмах для вагонов. Успех его был сомнительным и недолгим, и уже в 1910 году он был перепродан другой американской фирме «Международной компании по производству жатвенных машин в России».

Уже первый год работы принёс неожиданно высокие результаты. На заводе было произведено 17 тысяч уборочных машин. Тем не менее, своё максимальное развитие предприятие получило гораздо позже после своей национализации в 1924 году. В то время заметно увеличились темпы и объёмы производства, стали появляться новые разработки, модели и идеи, внедрялись иные технологии и отрасли. В частности, стали массово производить такие необходимые машины, как льнотеребилка, жатка и северный комбайн. Вокруг предприятия быстро вырос процветающий город - Люберцы, в который съезжались квалифицированные специалисты со всей страны. Дальнейшему развитию воспрепятствовала разразившаяся Великая Отечественная Война, но даже в эти годы завод не прекращал свою работу. Несмотря на то, что огромное количество жителей отправилось на фронт, Завод имени Ухтомского продолжал трудиться на благо Родины. Теперь вместо сельскохозяйственной техники был взят курс на боеприпасы. Рабочие сумели изготовить и отправить в центр боевых действий 20 миллионов мин и прочего снаряжения. За столь значимый подвиг завод удостоили ордена Трудового Красного Знамени и ордена Ленина. Сталин неоднократно лично приезжал на завод.

Огромный скачок в развитии произошёл в послевоенное время. Сотрудники старались, не покладая рук, наращивали ассортимент и объемы производства, и вскоре машины стали покупать другие страны. Некоторые виды техники (например, комбайну ЛК-7 для льна) не имели аналогов, а наиболее популярные и надёжные машины были отмечены Знаком Качества.

Продукция люберецкого завода была частым гостем на выставках, получая похвалу и заслуженную любовь в самых разных уголках планеты. В 70-е годы здесь внедрили автоматизированную линию для выпуска пресс-масленок — это удовлетворяло все потребности и сокращало расходы времени и сил на создание продукции. Своеобразным итогом усилий стало присвоение ордена Октябрьской революции.

В следующем десятилетии произошла грандиозная реконструкция — этого требовали условия быстрого развития и выпуска самоходных косилок-плющилок. Уже к 1983 году завод произвёл 15000-ную машину подобного типа.

Огромное количество сельхозтехники СССР поставлял на Кубу. Они значительно упрощали трудоёмкие процессы посева и сборки урожая, восполняя нехватку рабочей силы. Тот самый тростникоуборочный комбайн КТП-1 был разработан в начале 70-х, один такой комбайн заменял работу 40-50 рубщиков тростника. В период с 1972 по 1980 год на Кубу было поставлено более 2.000 таких комбайнов. Это позволило значительно нарастить объёмы производства тростникового сахара на Кубе. В 1975 году было принято решение о монтаже завода по производству этих комбайнов на Кубе, что и было реализовано. Именно это фото мне попало – Где Фидель Кастро управляет комбайном, придуманном и разработанном в СССР.

Люберецкий завод в разные годы посещали многие знаменитые люди. Юрий Гагарин проходил здесь практику, когда был студентом училища. Фидель Кастро лично встречался с работниками завода в момент обсуждения и планирования строительства завода по производству техники на Кубе.

Своё влияние завод имени Ухтомского оказал на всю отрасль в целом. С его помощью были возведены Кургансельмаш, Бронницкий опытно-экспериментальный завод и многие другие.

К огромному сожалению, в настоящий момент предприятие утратило не только прежних владельцев, но и великую мощь. От его богатой истории остались лишь воспоминания, которые трепетно хранятся в сердцах бывших сотрудников и просто неравнодушных граждан. Быть может, когда-нибудь произойдёт очередное триумфальное перерождение знаменитого гиганта, а пока это — всего лишь комплекс пустующих полуразрушенных зданий, где ничто не напоминает о былом могуществе и процветании… В доме бывшего директора завода, построенного в 1909 году в стиле русского романтизма наконец-то, должен появиться музей, а вот памятник Комбайну по уборке сахарного тростника в 2015 году был распилен на металлолом…

P.S. Фото завода и комбайна взяты из интернета. Там, где были знаки, выложившего фото, они оставлены. Спасибо за сохраниение истории!


Предыдущий экспонат
« Проводникъ Рига

Поделиться ссылкой


Комментарии:

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика