sing

Электронная почта

e-mail:Contact Page


Проводникъ Рига


На фоне постоянных современных насмешек о качестве отечественного автопрома и связанной с ним продукции трудно представить, что много лет назад всё было с точностью до наоборот. Мировые эксперты признавали превосходство резины, изготовленной в Российской Империи, и утверждали, что ей не было равных.

Находившийся на территории Риги завод, который сейчас известен под названием «Проводник», был основан в 1888 году на совместном капитале русских и французов. Предприятие специализировалось на производстве различных резиновых изделий: от игрушек и мячей до автомобильных покрышек. Поверить в это непросто, но против фактов не пойдёшь. Очень многое до сих пор напоминает о былом величии «Товарищества Русско-Французских Резинового Гуттаперчевого и Телеграфного Производств под фирмой «Проводник». На одной из окраин Риги до сих пор находится здание компании. Оно выглядит уже не так привлекательно, как в былые времена, но всё равно впечатляет своими размерами.

В начале прошлого века, ещё до начала Первой мировой войны, «Проводник» уверенно занимал почётное место в тройке крупнейших производителей резинотехнических изделий. Во всех странах мира неизменно отмечали высокое качество материалов и длительный срок службы всех без исключения товаров.

На момент начала работы на заводе трудилось порядка 650 человек, но их количество стремительно увеличивалось и вскоре достигло отметки в 16000 работников! Объёмы производства были впечатляющими. При этом не забывали внедрять новые технологии, отрасли и оправдывать доверие потребителей. В то время покупателями товаров были Франция и Германия, которые неустанно подчёркивали мастерство изготовителей. Известны случаи, когда покрышки выдерживали проколы и позволяли ехать на автомобиле на довольно длительные расстояния.

Выпуск продукции для авто был далеко не единственным для «Проводника». Они также занимались производством шин для самолётов и велосипедов, делали изоленту, обувь и даже оборудование для разных медицинских целей. Товарищество «Проводникъ» выпускало потрясающие по красоте и разнообразные по рисунку линолеумы.

1900 год ознаменовался не только началом нового века, но и принёс дополнительный источник доходов предприятию. Именно в то время ими была разработана уникальная методика обработки каучука. Её быстро подхватили коллеги из целого ряда стран Западной Европы и из США. Подобный отклик позволил «Проводнику» получать внушительные дивиденды от многочисленных патентов и тем самым продолжать наращивать мощности производства.

Несмотря на то, что в конце 19 – начале 20 века маркетинга в современном его понимании не существовало, товары активно рекламировались: выпускались плакаты и открытки, было много рекламы в прессе. Наиболее известной стала серия почтовых открыток о смутном времени. Форма колеса «Колумб» заменяла диковинный магический элемент, внутри которого удивлённые зрители могли наблюдать сцены российской истории, в частности, известный боярин Морозов с вопросом «Кого похотите в цари?» и героический подвиг Сусанина.

Но всё-таки качество стояло для «Проводника» на первом месте. Знаменитые автомобилисты и гонщики останавливали свой выбор именно на шинах «Колумб» — их использовали для ралли и даже во время долгих поездок по условиям бездорожья. Если же говорить об отечественных покупателях, то среди них легко найти фамилии элиты: Оболенский, Горчаков, Голицын, Юсупов… Покрышки «Проводника» под маркой «Колумб» предпочитал ставить Андрей Платонович Нагель. Он отправился на них в Монако и с восхищением отмечал высокую степень надёжности и отменное качество.

Внутри предприятия царили немыслимые по тем временам блага для сотрудников. К примеру, им предлагали отпуск в домах отдыха, предоставляли направления в детские сады и во врачебные кабинеты. Время от времени работникам предлагали увеселительные мероприятия: выступления музыкальных коллективов, трюки циркачей и многое другое.

Более того, руководящий состав нередко оказывал материальную поддержку в виде оплаты обучения детей своих рабочих (частичной или полной). На территории «Завода» имелась огромная и довольно богатая библиотека, к услугам которой люди часто и с удовольствием прибегали.

Неожиданно подкравшаяся война перечеркнула историю успеха завода. Стоит упомянуть, что «Проводник» эвакуировали гораздо раньше, в 1915 году, когда боевые действия вплотную подобрались к Риге. Волею нелёгкой судьбы он оказался разделён на несколько частей, одна из которых базировалась в Тушино. Там ввиду обстоятельств спешно наладили выпуск изолированных телеграфных проводов и автомобильных шин, чтобы переправлять их на фронт. После прихода советской власти все филиалы были национализированы, потом получили новые профили работы, а после прекратили своё существование.

На фото: предметы из личной коллекции.

  1. Огромная эмалевая вывеска-реклама, куплена мной на ебее в Германии и привезена на машине. Скорее всего, украшала одно из немецких представительств или торговых агентов в Германии.
  2. Почтовая карточка – реклама шин Колумбъ с изображением Боярина Морозова о воцарении Михаила Федоровича Романова
  3. Значки с изображением орла в покрышке Проводник и надписью на английском языке Prowodnik Riga Russia. Орел держит щит красного цвета, у другого, копаного – остатки эмали синего цвета
  4. Рекламная листовка Проводникъ двусторонняя, дозволено полицией в 1902 году. Эта листовка у меня в дубле, можно приобрести. Если интересно, пишите Turn on Javascript!


Поделиться ссылкой


Комментарии:

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика