Электронная почта

e-mail:Contact Page


Поступление №11 на 26 апреля 2015 г.


На прошлой неделе основным поступлением в коллекцию стал приход номерных знаков Джамбульской обл. Казахской ССР. До этого регион вообще не был представлен. Теперь же есть целых шесть типов номеров этого региона! Но начнем с поступившего с ними номера спецтехники 24-42 с обозначением "стр". Желтые номера спецтехники появились в редакции ГОСТа от 1965 г., и принято считать: так началась их выдача во всех республиках СССР. Но мало кто знает, что до 1965 г. такие номера тоже существовали! По инициативе местных органов власти, озабоченных пьянством и безалаберностью трактористов-машинистов, в некоторых областях регистрацию тракторов начали еще в 1962 г., а затем регистрация была расширена до республик. В РСФСР и на Украине такие номера появились первыми с 1964 г. Но ввиду отсутствия единого стандарта и единых правил присвоения таких номерных знаков по СССР, до 1969 г. существовали небольшие республиканские различия. Стандартными знаками являлись номера с обозначением "тр-р" для тракторов и "пр-п" для тракторных прицепов. Однако в Киргизии в прошлом году удалось "засечь" странные номера с обозначением "п-к" (предположительно "погрузчик"). Мне удалось получить такой знак в коллекцию. Он представлен в "подборке типов номеров СССР". Также к прошлому году относится первая информация о номере с обозначением "стр". Один коллега имеет в коллекции номер "стр", но сильно ржавый. Из-за плохого состояния номера нельзя было определить, является ли надпись "стр" самодельной или заводской. В конце 2014 г. на рц-форуме запостили фотографию из Алма-Аты, на которой был снова номерной знак серии "стр". А тут надпись была довольно четкой. Попытки выяснить местоположение номера не удались. Это было особенно обидно из-за того, что мой родственник в тот момент находился в Алма-Ате и мог бы расспросить владельцев спецтехники, а может и договориться о его поступлении в мою коллекцию. Но автор фото перестал выходить на связь. Обидно! Я был в одном шаге от ответа на очередную номерную загадку, но "преступное бездействие" корреспондента не дало ее разгадать.
В апреле я получил фотографию с номерами, среди которых был и номер 24-42. На прошлой неделе я получил номер и смог хорошо рассмотреть его. Не осталось сомнений - это не самоделка, а заводское исполнение. Но откуда такой номер взялся? Четкого ответа нет. Вероятно, до внесения изменений в ГОСТ или появления единых номеров в 1969 г., когда присвоение номеров спецтехники происходило еще на местном уровне, в каждой республике СССР самостоятельно определяли типаж знаков для спецтехники. Отсюда номера с обозначением "ав-пг" из еще одной братской республики, которых у меня пока нет, отсюда и "п-к" в Киргизии, отсюда же, я думаю, и обозначение "стр", характерное для Казахстана. Пока ставим галочку в наличии очередного нечастого исполнения советского номера. А если кто-то увидит еще какие-то необычные номера подобного формата, без обозначений или с обозначением "ав-пг", дайте мне знать, пожалуйста.
Вторым интересным номером является российский знак с латинской D. Такие регистрационные знаки выдавались в нескольких регионах РФ: республиках Марий Эл, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Кемеровской, Новосибирской обл. В первых трех регионах номера устанавливались на автомобили милиции (серий "мвd", "увd", "овd"), и были почти полностью изъяты при появлении синих номеров. В двух последних регионах ГАИ региона не разобралось в нюансах ГОСТ и номера выдавались обычным гражданам. Но по ГОСТ букву "D" допускается применять только на дипломатических номерах, а перед нами номер типа 1. В нем D быть не должно. Теперь в коллекции нашел отражение и этот интересный факт.
Это еще не все. Обратите внимание на номерной знак серии эБА. Он плоский! В таком исполнении выпускалась часть серии "эБА" в Башкирской ССР. Символы были нанесены на плоскую пластину со светоотражающим покрытием краской. В левом верхнем углу номера имеется надпись "Башкортостан". Выпущено около 4 - 5 тысяч комплектов номеров, а вторая половина серии "эБА" выполнялась в соответствии с ГОСТ на штампованных пластинах. Аналогичное исполнение имели некоторые белые тракторные номера, которых у меня в коллекции пока нет. Разница лишь в том, что они выпускались крашенными, а не на пленке. Если такие Вам попадались, пишите.
Помимо номеров Дагестана (05), Башкирии (БА), Джамбульской обл (ДЖ, жл), в коллекцию попал интересный своим цифровым набором знак Министерства монтажных и специальных строительных работ серии "щщ". А еще четыре знака пришло из Якутии. 
Возможно, читатель задается вопросом, почему на фото два тракторных номера одинаковой серии "ШЦ". Один ржавый, а второй в хорошем состоянии. Это еще один интересный факт сегодня. Хорошие по состоянию номера серии "ШЦ" поступили из Якутии. А ржавый - из Джамбульской области! При этом номера имеют одинаковые буквенные серии. Оба знака пришли с разницей в 3 дня. Если бы не это, я вряд ли бы обратил внимание на совпадение серий. Первой моей мыслью было, что перед нами неизвестная ведомственная серия, которая могла выдаваться на спецтехнику министерства в любом регионе СССР, как упоминавшийся номер серии "щщ". Но старых хозяин нашел и направил фотографию техпаспорта от трактора с ржавым номером. Там четко указано, что знак выдан Гостехнадзором, т.е. не министерством (регистрация тракторов велась как по региональному принципу, так и по ведомственному, для чего были зарезервированы особые серии). Получается, что ЩЦ - одна из серий Джамбульской обл. А за счет большого удаления от Якутии там тоже выдавали такие же номера, ведь серий из двух букв на спецтехнику не хватало. Подобные совпадения известны во множестве.
Что еще хотелось бы сказать? Иногда мои "контрагенты" стесняются показывать все имеющиеся номера из-за их плохого состояния, считая, что ничем они меня не удивят. А вот именно из таких нюансов и складывается общая картина, поэтому любые предложения для меня важны и интересны. Мог ли знать старый хозяин номера "ШЦ", что эта ржавая железка сыграет свою роль в изучении истории номеров? Вряд ли. Тем не менее благодаря его номеру удалось расширить список серий спецтехники и немножко больше приоткрыть завесу надо неизученным вопросом распределения серий номеров спецтехники, за что ему особое спасибо!

На сегодня всё, встретимся через неделю с небольшим повествованием о номерах Мурманской обл.



Поделиться ссылкой


Комментарии:

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика