sing

Электронная почта

e-mail:Contact Page


Пополнение №14 на 1 июня 2022 г.


И снова здравствуйте! Сегодня я расскажу о необычных следственных действиях, которыми периодически занимаюсь. Ну а как многие знают, следственные действия невозможны без розыскных. Правда, объект наших действий весьма специфичен - это сопровождающие номерные знаки сведения о закреплении серий.
Раньше я часто просил читателей присылать мне фотографии номеров, которые они где-то видят. Сейчас делаю это реже, а зря. Иногда благодаря этому мне удается получить какие-то новые знания. Но сейчас народ на форумах общается реже, а к соцсетям я имею какое-то отвращение. Однако, информация на форумах все же изредка появляется. И вот как раз такое фото, которое, к сожалению, не стало поводом для расширения представленности в коллекции номеров Томской обл., присланное одним из читателей, смогло поставить точку в эпизодах наших следственно-розыскных мероприятий.

А начиналось всё так: давно уже немногочисленные адепты истории номерных знаков задаются вопросом о закреплении серий номеров спецтехники. Эти номера тракторов и тракторных прицепов иногда выделяются очень странно, буквенные серии вообще не соответствуют названиям регионов, где они выдаются. Особенно много таких несовпадений в сериях, начинающихся на букву "Ц", "Ч", есть вопросы и к некоторым сериям на "Ф" и "Ш". Я даже стал помечать наличие такие номерных знаков в коллекции вопросами в тех случаях, когда такие серии, по имеющейся статистике сводились к определенным регионам, но как-то странно это выглядело. Любители номеров давно пытаются свести все знания о таких сериях в одну систему, но исходных данных не всегда достаточно, чтобы понять, является ли серия региональной или ведомственной. Тут надо вспомнить, что регистрация спецтехники в СССР проводилась в министерствах. Наиболее массовой являлась система Минсельхоза со своими сериями номеров, выдаваемых через систему Госсельтехнадзора. Но существовало множество других министерств, которым в 1969 г. были выделены свои серии. Известные начинаются на буквы "Д", "З", "Щ", "Э", "Ю", "Я" с некоторыми исключениями для регионов на эти буквы, такими, например, как Эстонская ССР, Закарпатская или Ярославская обл. 

Мое беспокойство по поводу таких серий основывалось не только на понимании, что внезапно серия всплывает где-то далеко от места своего прежнего обнаружения, но и в том, что нигде серия не совпадает с названием региона. Коллеги выстраивают статистику, какие сотни номеров таких необычных серий найдены в том или ином регионе. Но эта статистика не решает главной проблемы - понять, за кем серия была закреплена. А тут еще лет 10 - 15 назад на рц-форуме один из тогдашних активных любителей номеров по имени Геннадий озвучил тезисы, по которым серия "ФВ" принадлежала Минмонтажспецстрою, "ФИ" - министерству строительства предприятий тяжелой индустрии, "ЦМ" - Минпромстойматериалов, "ЧК" - Минкоммунхозу РСФСР, "НК" - Минстрою СССР и "НП" - Миннефтепрому СССР. Все мои попытки узнать у него, откуда взяты эти сведения, не увенчались успехом. Товарищ как воды в рот набрал, правда последний сеанс связи по этому поводу был с ним лет 8 назад.  
А тут еще начались странности. То из белгородского чермета попадет в коллекцию номер серии "ЦФ", который вроде как числится за Курской обл., то там же отыщутся невыданные номера серии "ЦТ", то на фотографиях в период строительства каких-то объектов возникают совершенно непонятные серии, которые пока в том регионе не выявлялись. Вот одна такая фотография из Иркутской обл. на рц-форуме показывала трактор с номером серии "чж" во время возведения Зимахимстроя в Саянске. Меня это как-то заинтересовало. Небольшой экскурс по просторам интернета дал понимание, что за предприятие находится там по сей день, но главное, что возводили его в начале 70-х силами Минхимпрома и Минсредмаша. У Минхимпрома выделенная серия была одна - "ЯИ" (вероятно, впоследствии могли и подкинуть какую-то другую). А у Минсредмаша (сейчас это Минатом) какая? Очень странно, но вполне давно существовавшее министерство в перечне 1969 г. выделенной серии не имело! Так что перед нами? Возможная серия Минсредмаша? Гипотеза требовала многочисленных подтверждений. И я начал рыть. К счастью, на просторах интернета есть сайт "Автономер", он же "Плейтсмания". Там любой желающий может загрузить фотографию транспортного средства или просто номерного знака. И обязательным атрибутом для номеров спецтехники являлось написание региона их нахождения. Кое-где фотографы даже писали, на каком предприятии обнаружены номера, и это станет ключевым моментом для нашей истории. Анализ фото серии "ЧЖ" привел к следующим результатам: в посёлке Селятино Наро-Фоминского района Московской области был обнаружен 00-95чж пр-п. Там же располагается филиал аварийно-технического центра Минатома России - центр аварийно-спасательных подводно-технических работ "Эпрон". Предприятие с давней историей, времен когда Минатом еще назывался Минсредмашем. В Усть-Каменогорске обнаружен 12-75чж тр-р на терр. автобазы Ульбинского Металлургического Завода. А завод-то тоже был системы Минатома. Номер 87-16чж тр-р обнаружен в Карагандинской обл. Там вполне вероятно наличие не одного предприятия бывшего Минатома. 30-85чж тр-р обнаружен в Михнево. Там предприятий Минатома сейчас нет, впрочем в Михнево номер мог попасть и откуда-то еще. 35-34чж тр-р найден в Дивеево, там Росатомовский "Технопарк-Технология". В общем, можно точно сказать, что серия была закреплена за Минсредмашем. Вероятно, её не хотели светить в общем списке. Но министерство было крупным, достаточно ли для него одной серии? Решил подвести статистику по следующей - "ЧЗ". Распределение по сотням выглядит так: 05тр-р Томская обл., 45тр-р - Саров (Нижегородская обл), 46тр-р Нижегородская обл, 59тр-р - Москва, 73тр-р-Крым,  10 ПР-П - Подмосковье, 16ПР-П - СПб, 44, 45ТР-Р - снова СПб,  73ТР-Р - Нижегородская обл. Тут маленькими буквами обозначены желтые номера обр. 1965 г. а большими - белые, обр. 1977. К сожалению, несмотря на наличие Сарова, закрытого города Минатома, в остальном принадлежности к конкретным предприятиям или точным населенным пунктам не выявлено. Понятно, что предприятия такого министерства могут быть и в Москве, и в Питере, а в Крыму могла располагаться база отдыха (таковая у Минатома там была). Но этого было маловато для меня, чтобы и серию "ЧЗ" приписать к Минатому - Минсредмашу.

И тут как раз помогла фотография читателя из Томска. На стене гаража его знакомого висели номера сотен 25 и 62 ТР-Р. А фото сделано было им в Северске Томской обл. Хозяин гаража ранее работал на местной АЭС. Чтож, всё снова сходится, бинго! Теперь можно и эту серию отнести не к региональной, а к ведомственной. Жаль только, что те номера не удалось выменять.
Но фотографиями дело не ограничивается. Сегодня на фото Вы увидите номера серий "чо" и "чш". Когда я приобретал их, я очень тщательно расспрашивал продавца, откуда появились номера. Он ответил следующее: "В 90-х я работал в бывшем гараже системы ВВГТТУ (Волго-вятское главное территориально-транспортное упраление Главснаба по Горьковской обл.) и на складе обнаружил эти номера. Они были списаны.". Пришлось и по этим сериям провести экскурс с целью понять, во многих ли регионах они засветились. И что я увидел? Есть нюанс. Один из номеров "ЧШ" имеет слишком бледный фон. Именно с таким фоном сотни номеров 07- и 32- и были найдены через Интернет в Тюмени и Ростове-на-Дону, а также они известны в Костроме (24-) и Горьковской обл. (31-). Можно и эти две серии теперь отнести к ведомственным. Подтверждаются данные и о большом распылении серии "чк" по регионам России, правда тут надо довериться Геннадию и его информации о закреплении Минкоммунхозу. А следующая серия "чп" неоднократно попадалась уже мне, и трижды номера серии шли вместе с другими в диапазоне 6501 - 9999 серии "ща", закрепленной за Министерством гражданской авиации .И впрямь, 3500 номеров - слишком немного для всей страны, на аэродромах которой было много подметально-уборочной техники, пускачей и прочей спецтехники, фотографии которой также можно с этими номерами "чп" увидеть и в гаражах аэропортов. Тракторный номер этой серии у меня был, а теперь получил от друзей в подарок и номер тракторного прицепа - он на фото. Спасибо!
Что касается "ФВ", то я тоже склонен считать её ведомственной, и более того, ко мне номера такой серии попали вместе с номерами "ФБ". Их мне привезли из Литвы. А фотографии корреспондентов эту серию фиксируют и в Киргизии (Талас), и в Беларуси (Брест), и во множестве регионов России. Подтверждаются данные и о распыленности номеров серии "ФИ". Может быть, следует точнее выяснить их ведомственную принадлежность. И уж совсем непонятна она у серий "чу", "чф", "чх", "чщ" (единственное фото такого номера мне давно присылали из Литвы), а также "чю", которая, вероятно, является серией Минавтодора РСФСР. На букву "Ц" такими распыленными являются "цм", "цт", "цу", "цф". Но помимо невнятного пока объяснения по серии "цм" о возможной принадлежности других серий нет даже гипотез. Если Вам есть что сказать - я буду рад узнать.

Как видите, даже в такой области как номера множество загадок. Бардак с регистрацией спецтехники имел место быть, а в ГАИ не фиксировалось, куда закреплялись тракторные серии. Как проводили розыскные мероприятия в условиях, когда тракторист убегал или уезжал с места ДТП - непонятно. Поэтому когда встал вопрос о системе регистрации тракторов в современной России, тогдашний глава ГУГАИ МВД РФ В.А. Федоров очень конкретно поставил условия главе Гостехнадзора - никаких ведомственных регистраций! Только один хозяин! Об этом мне рассказывал сам Владимир Александрович, подтвердил это и тогдашний глава ГТН. Правда в системе учета все равно хватает, ну как бы сказать, недочётов. Доходило до того, что функцию регистрации тракторов предполагалось даже передать Госавтоинспекции. Такие новеллы содержались в проекте Закона "О регистрации", но в итоговый текст не вошли.
Ладно, оставим современную историю исследователям будущих поколений, упомянем под конец три номера, поступивших из Удмуртии. Долго не получал номеров оттуда. Тракторный "уо" 1965 г. стал новым типом региона, после чего в розыске остаются автоприцеп и спецсерия 1977 г, а также знак 1936 и 1946 года. Серия "уо", кстати, совпадает с такой же имеющейся из Запорожской обл. Кстати между номерами разрыв менее сотни (хотя это ничего не значит, они выдавались параллельно). Два номера спецтехники и один велосипедный. Ничего про него не знаю, кроме того, что наден в Удмуртии. Думаю, что это конец 80-х - начало 90-х годов, правда почему тогда фон черный? Если кто из читателей подскажет, буду очень рад! И еще один номер мотоцикла из г. Ташкента остался от номеров, найденных Александром, которые я показывал в прошлый раз. Стоял на какой-то самоделке, сделанной на базе серпуховской мотоколяски. Вот такие у нас на сегодня новости. В следующий раз посмотрим на иностранные номера, а значит 1500-й номер РСФСР пока я так и не нашел. Пишите! 



Поделиться ссылкой


Комментарии:

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Яндекс.Метрика